Официальный сайт медиа-холдинга Красный Бумер

Главный портал
Красного Сулина

Официальный сайт медиа-холдинга "Красный Бумер".

Новости Красного Сулина

Всемирно известная история, которая началась в Красном Сулине

Вылетевший поздно вечером 8 июня 1990 года из Минска пассажирский самолёт Ту-154 должен был через несколько часов приземлиться в Мурманске. Но в итоге 120 человек оказались в аэропорту Стокгольма. Виноват был в этом советский подросток.

17-летний Дмитрий родился и вырос в белорусском городе Жодино – на родине легендарных «БелАЗов». Однако часто бывал на каникулах у родственников в Красном Сулине. Да и сейчас, по словам местных жителей, его мама проживает в нашем городе. Парень закончил девять классов, поступил в местный техникум, который готовил кадры для автозавода. А через год его ждала армия.

История, прогремевшая на весь Советский Союз, началась с продажи мопеда. Мопед, кстати, парню подарил его родственник, житель Красного Сулина. Из-за продажи транспорта отец подростка разозлился, требовал вернуть мопед, либо уходить из дому. А Дмитрий уже купил себе на вырученные от продажи деньги джинсы. Вот с такой, казалось бы, ерунды и началась эта история.

Три дня у Димы было на размышление. Но посоветоваться не с кем. Идти некуда. И вдруг — подсказка. В сарае, где стоял тот самый мопед, парень обнаружил пустой корпус гранаты, который он давным-давно подобрал с ребятами на полигоне. Начитавшегося фантастики подростка осенило, и он начал подготовку к угону самолёта. Как писала «Комсомолка», которая освещала судебный процесс и пыталась разобраться в мотивах случившегося, куда бежать, Диме было всё равно, лишь бы из дома, особых политических мотивов не имелось. Подготовил муляж гранаты, рассчитал, как пронести её через спецконтроль, и ушёл из дому, прямо в день рождения матери. А перед этим отец парня забрал у него ключи от дома — это и решило ситуацию.

На борту самолёта, куда юный воздушный пират приобрёл билет, в ту ночь находились ещё 113 пассажиров и 7 членов экипажа. В просторном салоне Дмитрий в одиночестве сидел на трёх креслах. Кстати, как рассказал родственник парня, такое решение Димы было обусловлено исходом попытки захвата самолёта многодетной семьёй музыкантов Овечкиных из Иркутска.

На 40-й минуте полета, когда лайнер находился над территорией Ленинградской области, он подозвал к себе бортпроводника и вручил ему записку:

Прошу лететь в Швецию, у меня бомба!

И для полной убедительности вытащил из сумки муляж гранаты.

Стюардессы оповестили командира воздушного судна. Экипаж по инструкции запросил землю о том, что делать в данной ситуации. В интервью газете «Известия», вышедшем вскоре после захвата судна, министр гражданской авиации Борис Панюков рассказал, что лётчикам было дано указание «действовать по обстановке». Пилоты запросили финских (через территорию Финляндии нужно было лететь в Стокгольм) и шведских авиадиспетчеров. Узнав, что самолет захвачен, и те и другие разрешили пролёт и посадку.

Лайнер приземлился в стокгольмском аэропорту Арланда в 2 часа 29 минут по московскому времени. До этого момента, никто их пассажиров даже не подозревал, что курс изменён.

Первым из самолёта вышел угонщик и потребовал у шведских полицейских политического убежища. Его забрали в участок, после чего выпустили пассажиров, наконец-то осознавших, что они (в большинстве своём, впервые) оказались за рубежом. Впрочем, дальше аэропорта их не пустили.

Самолёт осмотрели, заправили, утрясли международные формальности и в 9 часов 53 минуты отправили обратно в Советский Союз. Все пассажиры благополучно оказались в Мурманске.

А что с юным угонщиком? Через несколько месяцев несостоявшийся политэмирант предстал перед белорусским советским судом. По требованию шведов к угонщику не применялась статья УК «Измена родине», а потому приговор был вполне сносным за подобное преступление – 6 лет лишения свободы. Кроме того ему надлежало возместить понесённые «Аэрофлотом» финансовые потери.

Отсидел преступник меньше положенного срока, в независимой Беларуси его освободили условно-досрочно.

Но на этом приключения Дмитрия не закончились. Он вновь попал в заголовки шведских газет в 1997 году накануне визита в Стокгольм президента РФ Бориса Ельцина. Дело в том, что освободившись из заключения, молодой человек уже легально приехал в Швецию и вновь затребовал политического убежища. Шведские власти естественно отказали, поскольку Беларусь была не похожа на страну с тоталитарным режимом.

От своих планов оказаться на Западе упорный молодой человек так и не отказался. Он поступил в институт иностранных языков, выучил английский и в 2000 году переехал на постоянное место жительства в США. Со временем получил гражданство, несколько раз женился.

Сегодня Дмитрию уже больше 50 лет, он живёт с женой и детьми в собственном доме в небольшом городке в Калифорнии, владеет компанией по обслуживанию компьютерной техники. Его мама проживает в Красном Сулине, о чём «КБ» рассказал знакомый этой семьи.

Редакция «КБ» не оправдывает никакие из описанных выше поступков, выступает на стороне закона, а также не делает никаких выводов и ни к чему не призывает читателей.

По материалам газеты «Комсомольская правда», интернет-ресурсов и свидетельствам осведомлённых людей